РАНОК - Україна: традиції


Iнформацiйне агентство
Ранок
медіа-простір України

ИНФОРМАЦИЯ
» Обзор прессы
» Огляд преси
» Новости технологий
» Новини технологій
» Криминальные новости
» Кримінальні новини
» Новости экономики
АНАЛИТИКА
Справочник

» Україна: короткі відомості
» Характеристика територій України
» Державні символи України
»Герої України
»Український правопис
Погода Погода
Курс валют Курс валют
новости от Президента Украины У Президента
Любомир Шумаков Шумакоff: очерки о нашей жизни
РадиоАктивный форум
ИА РАНОК у Вас
Разместите на своем сайте информационные окна

Традиції та обряди України
:::::::::::: PR-кампании "Promo Posukh Studio":::::::::::
Рождественские праздники. Святвечер
С давних времен Рождество Христово украинцы начинают праздновать 6 января. Праздник рождения Иисуса Христа совпал с дохристианским праздником Коляды, которым наши предки отмечали самый короткий день в году и возрождение силы Солнца. Рождество начинается Святвечером, последним днем зимнего поста - "филипповки". На Святвечер все постятся, то есть не едят мясо, яйца, молоко. Хозяйки готовят 12 постных блюд, ибо у Христа было 12 учеников-апостолов, как 12 месяцев в году. Кутья* - главное блюдо на Святвечер. Варят узвар*, которым разводят кутью? добавляя мед и мак. К вечеру хозяин вносит в дом сноп различных злаковых растений - ди-дух* и вставляет деревянную ложку за перевесло*. Дидух устанавливают под иконами, где уже находится сено. Около снопика кладется хлеб, кутья и узвар, "Иди кутья на покутье, а узвар на базар" - так говорит народная пословица. Сеном накрывается стол (под скатертью), а пол в доме устилают соломой. На ужин сходится вся семья. Начинают трапезу с появлением первой звезды. Ее с нетерпением ожидают все. Кто первым увидит, тот, говорят, будет самым счастливым в году. Во время ужина горит свеча. Никто не говорит громко, не шалит. Помолившись, хозяин набирает ложкой кутью и кидает ее вверх на потолок. Так делают трижды. И с каждым разом произносят пожелания, чтобы скот был здоров, овцы и телята росли, пчелы умножались и роями садились - как пшеница с медом к потолку липнут. Хозяйка берет по полложки кутьи и всех блюд, кладет в уголках окон и во всех четырех углах дома. Все это "ангелам и умершим душам, которые приходят в эту ночь поесть". Наш народ верит, что на Святвечер все умершие приходят снова на землю, к своей родне. Издавна соблюдается эта связь между живыми и умершими. На столе стоит борщ с "ушками" (маленькими варениками, начиненными грибами), вареники, рыба, пироги, голубцы и другие постные блюда - они олицетворяют дары земли, воды и воздуха. После ужина вся семья колядует: "Ой, радуйся, земля, Сын Божий родился", а малые дети несут вечерю крестным родителям, деду и бабе. Под окнами звучит коляда* (смотрите текст песни в украинском варианте). Колядуют, идя от двора к двору, со звездой или фонарем в форме звезды, так как в ночь, когда родился Иисус, в небе светила ясная звезда Спасителя. За колядками идет вертеп* - переодетые фигуры ангелов, трех царей, Ирода, смерти, черта, разыгрываются различные библейские сюжеты. Щедрый вечер Заканчивались Рождественские праздники и приходил "старый" Новый год. А 13 января - Щедрый вечер, щедрик. По христианскому календарю это день Преподобной Меланьи. Парубки, подростки с вечера "водят Желанью", то есть переодеваются в женские уборы, шутят и "водят козу" (текст песни смотрите в украинском варианте). Девочки в это время с песнями-щедривками проведывают соседей, желают им здоровья и счастья в Новом году (текст песни в украинском варианте). Для крымских детей самой любимой была и остается щедривка о ласточке: Щедрин, щедрик, щедривочка, прилетела ласточка, Стала громко щебетать, хозяина вызывать. Будем ее кормить и скоро весну встречать. Своеобразны также шуточные детские щедривки, в которых они просят гостинцы, - сало, колбасу, деньги, пироги - и, смеясь, угрожают хозяину, который их не дает. Щедрик-ведрик, дайте вареник, Мисочку кашки, кольцо колбаски. Обмакните в масло, чтобы было вкусно. Добрый вечер! На утро, как только рассветет, мальчики идут "посевать". Считается, что именно мальчик-сеятель приносит счастье. "Засевать" дом нужно ржаным или пшеничным зерном. Раскидывают его горстями, приговаривая: "На счастье, на здоровье да на Новый год! Чтобы уродило лучше, чем в прошлый год - рожь, пшеница и всякая пашница!.." Заканчиваются рождественские праздники 19 января. А накануне отмечается еще один святвечер - Щедрый вечер, Христианский Иордан - в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан в начале его мессианской деятельности. В этот день всегда святят воду. Щедрый вечер - это почти точное повторение Святого вечера со всеми традиционными блюдами. А в старом нашем календаре - это окончание праздника Коляды. Тогда, по старым верованиям, принимают последний раз духов, но им уже ничего не дают. И потому называют эту трапезу "голодной кутьей". Также говорят, что в эти праздники люди гадали и загадывали будущее. Так, в селах Каменка, Мазанка Симферопольского района бабушки рассказывают, что за две недели перед Рождеством вся семья срывает по веточке вишни и ставит их в воду. При этом каждый загадывает желание, которое никому не рассказывается. Все с нетерпением ожидают, когда появятся почки, листочки, но главное, чтобы вишня зацвела, - тогда взрослые и дети верили, что сбудется желание того, кто эту веточку поставил. Веточки редко зацветали, но и желания загадывали часто такие, которые редко осуществлялись. Великдень.
Пасха
- праздник всех христиан планеты. Когда-то наши предки - славяне торжественно отмечали возрождение природы, напевая веснянки, гимны богу Солнца - Яриле. Этот день называли Великим днем, отсюда и название - Великдень. После введения христианства на Руси у древних славян он совпал с праздником воскресения распятого на кресте Иисуса Христа. Люди с нетерпением ждут Великдень - Пасху. Воскресенье за неделю до Пасхи называется Вербным. Почти во всех крымских селах сохранился такой обычай: возвращаясь из церкви с освященной вербой, люди хлещут лозой малых детей, приговаривая: "Не я бью, верба бьет, через неделю Великдень, недалеко красное яичко! Будь большой, как верба, а здоровый, как вода, а богатый, как земля!" Последнюю перед Пасхой неделю называют Страстной. Самым важным днем этой недели является четверг, который называют чистым, светлым, великим. Чистый четверг - это день очищения от грязи на теле и в душе. Существует поверье, что в Чистый четверг до восхода солнца ворон носит из гнезда своих детей купаться в реке. Кто купается раньше вороньих детей, тот будет здоров целый год. Старые бабушки рассказывают, что в этот день нужно стричь детей - чтобы "волосы не выпадали и чтобы голова не болела". В Страстную пятницу пекли паски и сажали капусту - чтобы была "большая, как паска". В Крыму при выпечке пасок в тесто добавляли имбирь, настойку шафрана, другие пряности. Паски готовили всегда из белой муки. Они имели высокую круглую форму. Сверху их поливали взбитым белком, посыпали зерном или маком. В пасхальную субботу варят крашенки*. По народным поверьям, они сохраняются на протяжении всех праздников. Страстная неделя еще называется Белой. Люди приводили в порядок дворы, белили дома. В Светлое воскресенье даже самые бедные старались одеть чистую белую рубашку - "на Великдень сорочка хоть и старая, зато белая". В полночь в церкви происходило богослужение, которое оканчивалось крестным ходом и свячением пасок, крашанок, сала, колбасы. Звенят колокола, радуются люди: "Христос воскрес!" В ответ слышится: "Воистину воскрес!" По традиции, после такого приветствия люди трижды целовались и вручали друг другу писанки* как дар от всей души. Обычай готовить писанки и крашанки возник у нас очень давно, еще в дохристианские времена. Писанки стали украшением Пасхи, они олицетворяют Солнце, которое дает жизнь всему живому. Но жизнь, которая сохраняется в яйце, нужно было защитить от злых сил, а потому скорлупу покрывали краской и разнообразными знаками-символами (крестики, волны, решетки, елочки, виноград, дубовые листочки, кривульки, бесконечник и прочие). Символы, которые дошли до сегодняшнего дня, - это форма общения людей с силами природы, Космосом. Как читать рисунок писанки? "Ломаный крест", "круторош", "сва-стя" символизировали счастье, богатство, радость и удачу; "волны", "бесконечник" - бессмертие человеческой жизни; "треугольник" - символ огня, мужской и материнской силы; "петух" - оберег от нечистой силы; "рыба" - символ жизни и смерти; "сосенка", "листочки", "барвинок", "дерево" -символы расцветающей жизни. Писанка с тайной зарождения жизни в яйце, с символикой рисунка и цвета была оберегом от злых сил. Интересно, что наши предки брали краски естественные, используя отвары разных растений. Желтый и желто-красный цвета получали из коры дикой яблони, шелухи лука, горицвета, зверобоя. Синий цвет давали сон-трава, ягоды бузины. Цвета, в которые окрашивали яйца, имели свой язык: красный - радость жизни; желтый - месяц, звезды, урожай; голубой - здоровье; зеленый - воскрешение природы; черный с белым - уважение духов. Узоры и цвета писанок удивительны, очаровывают, пленяют, очищают. И сейчас о красивой девочке или мальчике говорят: "Ну, прямо писанка!" А одна из легенд заканчивается словами: "Любовь на земле будет существовать до тех пор, пока люди будут писать писанки". Любимые пасхальные забавы взрослых и детей - игры с яйцами-крашан-ками. Вот некоторые из них: "битки" - игроки бьются крашанками, чья разбивалась, тот проигрывал; "в кидка" - две крашанки клали так, чтобы между ними не могла прокатиться третья, игрок бросал свою крашанку так, чтобы разбить одновременно два яйца. Пасхальная тема нашла отображение в художественных произведениях писателей Г. Квитки-Основяненко, Т. Шевченко, С. Черкасенко, в полотнах художников Н. Пимоненко, М. Левицкого.

Ивана Купала

С седых времен дошел к нам праздник Ивана Купала. Приходится он почти на середину лета, 7 июля (25 июня по старому стилю). Существовало поверье, что солнце в этот день "играет" на заре - переливается всеми цветами радуги, окунается в воду и снова появляется на поверхности (будто купается). Это час "солнцеворота", пышного буйства природы и одновременно короткого отдыха хлеборобов перед жатвой. В этот чудный день собирают целебные травы, цветы, плетут венки из барвинка, чабреца, любистка, мяты, Иван-чая, чабан-чая, материйки, васильков. В вишневом садочке вскопаю я грядочку И посею цветочки на Купала, на веночки. Накануне дня Ивана Купала за селом на горе или возле реки устанавливали украшенное цветами, лентами, монистом ритуальное дерево - "купайли-цу". Называли это дерево также Мареной или Купалой. Рядом с ним ставили куклу из соломы, соломенное чучело. Парни готовили костер. Девушки начинали танцевать, напевая: Возле Мареноньки ходили девоньки, Стороной дождик идет, стороной. Как на море волна, а в долине роса, Стороной дождик идет, стороной. Горит купальский костер. Каждый, кто приходил на праздник вечером, должен был принести деревянное полено, которым "подкармливали" огонь. Того, кто появлялся с пустыми руками, ждало наказание. В связи с этим шутили: "Кто придет без полена, тот пойдет без колена". Хозяева прогоняли сквозь огонь скот, чтобы избавить его от всякой нечисти. Матери сжигали рубашки больных детей, чтобы исчезали их болезни. Когда костер немного оседал, парни и девушки начинали перепрыгивать через него парами и по одному. Пламя, как и вода в этот день, по верованиям наших предков, очищает, лечит и дарит счастье. Дети, глядя на старших братьев и сестер, тоже поют и водят хороводы (текст песни в украинском варианте). В конце действа Мареноньку и Купалу топят в воде или сжигают, тем самым якобы уничтожают все плохое "раз и навсегда". Девушки бросают в воду купальские венки - куда они поплывут, там находится и девичья судьба. "Ой пущу веночек на быструю воду, на счастье, на долю, к милого дому. Ой плыви, веночек, по синей волне..." Этой ночью самые смелые шли в лес искать цвет папоротника, что, по верованиям, приносит счастье, открывает тайны всех земных богатств. А полевые и лесные растения, собранные купальской ночью, "пока не сошла Иванова роса", имеют целебные свойства. Очарование купальской ночи, поэтичность и неповторимость купальских обрядов с фантастическими русалками, которые выходят на берег реки при луне, с прыганьем через живой огонь, плетением венков, с песнями, хороводами и играми вдохновляли писателей, художников, композиторов.

Вечерницы

Осень. Убран урожай. Закончилось время тяжелого труда и наступили дни отдыха и подготовки к Новому году. Началась пора вечерниц и посиделок - своеобразных молодежных клубов. Родители нередко побаивались отпускать детей на вечерние гульбища. "Ох, берегись этих вечерниц, как мать тебя от огня берегла" - предупреждали они парубков. Но старые деды, вспоминая свою молодость, подбадривали: "Пусть гуляет молодежь - больше копны беды не будет". Обычно молодежь каждой части села и даже отдельной улицы собиралась в хатах солдаток или вдов. Хозяйку называли "вечерничной матерью". В ее обязанности входили подготовка хаты к вечеринке, приготовление вместе с девчатами вареников, каши или галушек и присмотр за молодежью. Кстати, девушка, которая первый раз шла на вечерницы, приносила свой горшок каши. Первыми приходили девушки, их встречали веселыми загадками и шутками: "В лесу росло, у плотника рождалось, у хорошего хозяина прядивом покрывалось. Что это?" Девушки дружно искали ответ. "Да это же стол" - наконец "угадывала" одна из них. Часто хозяйка учила девушек разным житейским премудростям - вышивать, готовить еду, встречать гостей, петь, причаровывать парней. Вслед за девушками собирались и хлопцы. Пускали в хату только "своих" - парубок из другого края села мог попасть на чужую вечерницу лишь с разрешения организаторов гулянья. Танцы, песни, игры, шутки - в веселых развлечениях быстро проходило время. Особенно интересными были вечерницы в день апостола Андрея Первозванного. "На Андрея дается девушкам надежда" - в эту ночь они пытались угадать свою замужнюю судьбу. Скажем, имя первого встречного пророчило имя суженого. Или выливали растопленный воск на холодную воду и по застывшей форме угадывали облик жениха. В этот вечер ставили в воду срезанную вишневую ветку, и если она к Рождеству зацветала, то задуманное желание должно было осуществиться. Во время вечерниц на Андрея молодежь устраивала игры с "калитой". Так называли большой корж с дырой посредине, который подвешивали на ленточке к потолку. Калита - это символ солнца, бога-предка, бога брака. Мак в корже - звезды на небе: чем его больше, тем выше достаток будет в доме. Каждый парень "подъезжает" на рогаче к калите, как на коне, и старается откусить кусочек. Другие пытаются его рассмешить. Кто рассмеется - проиграл. Кто же откусит, того зовут "Андреем", он занимает почетное место на вечеринке (текст песенки в украинском варианте). Часто после вечернего гуляния девушки выпроваживали парней и сади лись за работу, например, вышивали рушники. Такие посиделки назывались "досвитками". Случалось, они затягивались до утренней зари, когда начинали петь третьи петухи. Вечерницы заканчивались перед Масляницей - в пост уже грех было развлекаться. Во время последней вечерницы устраивались "расходницы" - веселые и щедрые угощения всех ее участников (текст песни в украинском варианте). Украинские вечерницы были не просто местом общения, развлечения и обучения молодежи. Именно здесь сохранялись, передавались и обогащались народные традиции и обряды. Так, может, и нам сегодня стоит вспомнить о шутках, песнях и играх наших мудрых предков, и о варениках, галушках и вышиванках. . . Во всем этом частица души нашего народа. СвадьбыВ Украине, как правило, свадьбы играли от Покрова (14 октября) до Филипповских заговин (27 ноября). "Покрова укрывает траву листьями, землю снегом, воду льдом, а девчат - брачным венцом о - так говорит народная пословица. Украинское слово "шлюб" происходит от древнерусского "слюб" - единение по любви. "Прежде чем жениться, надо осмотреться", - говорит народ. В дом невесты отправляли посланцев жениха (старост, сватьев) - уважаемых мужчин, которые хорошо знали традиции. "Добрый вечер, люди добрые! Кланяемся вам хлебом-солью! Дайте нам поискать куницу, которая прячется у вас под соломенной копной. Наш князь хочет иметь эту куницу у себя". Если девушка выносила "гарбуз" (тыкву), это означало отказ. Когда же девушка подавала сватам рушники*, а "князю" платок, то сватовство считалось состоявшимся. Сват брал за руку невесту и подводил её к отцу и матери: "Проси, дочка, благословения у отца и матери и кланяйся им в ноги три раза". Невеста, низко кланяясь, благодарила: "ой спасибо, моя матушка, что будила меня рано, а я слушала, вставала и рушники пряла". Отец и мать давали свое благословление. Сваты перевязывали себя через правое плечо под левую руку рушниками, а платок девушка сама повязывала на руку жениха. Сваты благодарили за хлеб-соль, садились к столу договариваться о свадьбе. После сватанья были смотрины. Родители невесты шли в семью парубка, чтобы осмотреть хозяйство и убедиться в серьезности намерений жениха. Началом свадьбы было обручение. Его устраивали в доме невесты. Жених и невеста ходили по селу и лично приглашали земляков на свой праздник сё с левами: "Просил и отец и мать, и мы просим вас на хлеб, на соль и нашу свадьбу!" Накануне свадьбы был своеобразный вечер-прощание с девичеством (де-вич-вечер, венкоплетение). Девушки плели из барвинка, мяты, руты венки для невесты, которая, выйдя замуж, должна была носить очипок* или платок. Вязали букетики для дружек и дружков. А главное, завивали гильце (вильце). Верхушку вишни, яблони или сосны украшали цветами, калиной и цветными лентами, символизирующими счастливую брачную жизнь, и пели: Мы вилечко вили, в хлеб вставляли и на стол ставили, Чтобы было на столе всего много, а нашим молодым хорошо. Ответственным свадебным действием была выпечка каравая, "шишек" для гостей, "гребешка" для матери невесты и "бороны" для отца. Кульминационным моментом свадьбы был день, когда собирались гости. Свадебный поезд жениха отправлялся за невестой, звеня песнями и шутками. Встреча молодых сопровождалась величальными песнями. Они звучали и тогда, когда молодую сажали на "посад" (накрытый вывернутым кожухом стул) и расплетали ей косу. Потом происходило торжественное накрывание платком и прощание девушки с родным домом - это был, пожалуй, самый драматический эпизод свадьбы (текст песни в украинском варианте). Несмотря на то, что в свадебном обряде были песни, которые вызывали печаль о прошлом и тревожные мысли о будущем, в целом праздник был приподнятым, радостным - рождалась новая семья. Свадьба заканчивалась перезвою (понедельникованием). В некоторых крымских селах этот обряд называли "цыганщиной". В понедельник после свадьбы переодетые гости могли войти в любой двор, взять что-либо из продуктов и с песнями, шутками и танцами отправлялись к молодым. И сегодня Святая Покрова одаривает девчат своей лаской. Щедрая и добрая она к тем, кто уважал отца и мать, перенимал их науку и трудовые навыки, чтил традиции, поддерживал духовную и физическую чистоту. Но неприступной и суровой она была к тем, кто пренебрегал моральными устоями, обычаями предков.

ВЕРТЕП-
старинный народный кукольный театр, в котором разыгрывались сцены на библейские и комические сюжеты.
ДИДУХ -
последний сноп ржи, который заносят в дом на Рождество и считают священным, используя как обрядовый символ, Дух поля, Дух Даждьбога. Весной дидух обмолачивали и зерно высевали в поле, выпускали Духа поля на землю.
ДУМА -
народная песня об исторических героях и событиях, исполняется протяжным приговариванием.
КОБЗАРЬ -
народный певец, сопровождал свое пение игрой на кобзе.
КОЛЯДА -
это песня, которая поется во время рождественских праздников. "Пустите его в дом, он вам будет коляду петь".
ПИСАНКА - цветное яйцо с различными узорами, орнаментом. Существует несколько типов росписи писанок - геометрический, растительный, анималистический - изображающий фигуры животных.
РУШНИК - украинский традиционная декоративная ткань (40-50 см. шириной и 2-3 м длиной), которая используется для украшения жилища; в народных обрядах символ красоты и согласия; оберег. Самая известная крымская вышивальщица - Вера Роик.
УЗВАР - густой сладкий компот из сушеных фруктов.
ЧУМАК - крестьянин, занимающийся перевозкой и продажей соли, рыбы, хлеба и других товаров.
ЯНЫЧАРЫ - солдаты султанской армии из военнопленных, а также христиан, которых обращали в мусульманскую веру.

КРАШАНКИ - покрашенные в основном в красный цвет (символизирует кровь Спасителя) куриные яйца к Великодню.
КУТЬЯ - ритуальная пшеничная каша с медом, символ вечной жизни и продолжения рода.
ОБЕРЕГИ - вещи, растения, которые наши предки считали защитниками счастья и благополучия (рушник, хлеб, калина, верба и пр.)
ОЧИПОК - головной убор замужней украинской женщины.
ПАСКА - весенний обрядовый хлеб, который готовится к Великодню. Освяченной паской начинают пасхальный завтрак.
ПЕРЕВЕСЛО - это скрученный пучок соломы, которым перевязывали сноп.


Торговая марка "Информационное агентство РАНОК"

листуйте до нас
::::::::: предложения для рекламодателей :::::::::::
Художественная и фото- студия
ВАША РЕКЛАМА
...о наших автошоу
Ваша реклама
 
Студия рекламы и шоу